Все о дресс-коде, или блондинка в банке

Какие ассоциации возникают при слове «банк»? Надежность, стабильность, консерватизм, непременные «белые воротнички». В клиентских залах тишина, громкие звуки и разговоры здесь не в чести…С финансовых корпораций начинается разговор о дресс-коде почти в каждой статье.

Почему именно финансовая индустрия? С ресторанами более-менее ясно, общепит обязан соблюдать стандарты гигиены и культуры питания, трудно себе представить повара или официанта в джинсовой куртке. С банкирами и финансистами не все так просто, хотя внешний вид всегда был показателем достатка и социального положения.

В современном мире каждый второй выпускник русскоязычного вуза выходит представителем какой-либо бизнес-профессии (менеджер, финансист, бухгалтер, управляющий). С другой стороны, ассортимент одежды растет с каждым днем и ставит потребителя перед серьезной задачей — выбрать один наряд из нескольких тысяч вариантов.

Для бизнеса дресс-код становится настоящей палочкой-выручалочкой, позволяющей не только создать имидж корпорации, но и облегчить сотрудникам многодневные поиски необходимых вещей.

Дресс-код с английским акцентом
 
Термином dress-code мы обязаны Великобритании, из которой пошла мода на бизнес-костюмы. Деловой мир перенял английские традиции не сразу, российские бизнесмены категорически отказывались одеваться одинаково, каждый старался перещеголять соседа. Зато Америка окунулась в новые условности с головой! Чего стоит хотя бы нашумевшая история о сотрудницах ООН, которых отправляли домой сменить колготки на более подходящие по тону! Первая же попытка возразить грозила увольнением. Такая строгость вызвала много комментариев прессы, однако не будем забывать, что ООН — организация мирового масштаба, которая требует от сотрудников не только профессионализма, но и соответствующего внешнего вида. Неудобства компенсируются весьма немаленькими зарплатами, поэтому бунта не возникает.
 
Официальная, общепринятая версия дресс-кода, дальше которой заглядывают редко — одежда для офиса, светских приемов и деловых встреч. Уважаемые любители джинсов, можете вздохнуть с облегчением и не чувствовать себя ущемленными в правах: на самом деле дресс-код существует в любой культуре чуть ли не с древнего мира. Привилегиями в одежде пользовались правители и вожди, большую роль облачение служителей играло в религиях и верованиях (даже не надо лезть в энциклопедию, вспомните рыцарей-крестоносцев и святую инквизицию). Римский сенатор узнавался по пурпурной  кайме тоги, одежду и украшения желтого цвета на территории Китая долгое время мог носить только император, а судьи многих стран до сих пор надевают парик и мантию. Наибольшее развитие дресс-код получил в армиях: каждое крупное воинское подразделение имело собственные знаки отличия, одежду, доспехи. Персидский отряд Бессмертных, закованных в золотистую броню, ослеплял противника и вносил панику еще до боя, а каждый род войск современных армий имеет строго регламентированную повседневную и парадную форму.
 
Пожалуй, самый древний пример дресс-кода — свадебная церемония. Фата невесты превратит любую золушку в принцессу, а заодно четко разграничит жизнь до брака и семейную жизнь. Не менее жесткий дресс-код наблюдается в любой молодежной субкультуре, и даже привычные джинсы — не что иное, как остатки массового увлечения Западом и течением хиппи в середине 60-х.
 
Дресс-код и бизнес
 
На западе все просто: желаемый дресс-код вносится в трудовой контракт, и соискателю приходится сразу приобретать минимальный «пропускной» набор одежды и обуви. В контракте можно столкнуться даже с детальным описанием фасона костюма, допустимого процентного содержания полиэстера в ткани и  списка рекомендуемых магазинов.
 
На территории России основными законодателями дресс-кода выступают финансисты — банковская, экономическая и политическая элита. Деловой этикет становится визитной карточкой, но оправданы ли требования работодателей, если дело касается мелочей?
 
Давайте зайдем в любое банковское здание и осмотримся повнимательнее. Если ничего не бросается в глаза — банк можно считать идеальным. Так бывает очень редко, дизайнеры забывают главный закон клиентских залов и наворачивают экзотические детали или ненужную роскошь. Даже если вам крупно повезло и, проходя по банковским коридорам, вы продолжаете спокойно обдумывать очередную миллиардную сделку, в клиентском зале придется отвлечься от радужных мыслей. Как только перед вами окажется девушка-оператор в декольтированной прозрачной блузке, мужчины вряд ли удержат в голове столбики шестизначных цифр, а женщины сразу воспримут сотрудницу в штыки из-за «легкомысленного» внешнего вида. Может ли такая сотрудница банка серьезно относиться к делам? По мнению 83 процентов клиентов — нет. Не спасут даже два высших образования и три иностранных языка…
 
Главное, чтобы костюмчик сидел…
 
Если мужчина-бизнесмен хочет выглядеть нейтрально и при этом создать впечатление успешного человека, ему придется отказаться от любимых джинсов и облачиться в костюм. Фасон допустим любой, материалы — поменьше синтетики, натуральные ткани всегда считались признаком хорошего тона. Вариантов мужского костюма существует пять:
 
Английский крой — для любителей классики. Костюмчик будет сидеть на владельце, как вторая кожа: идеальные линии, минимум деталей, ничего лишнего. Мужчины почувствуют себя увереннее, плечевые накладки сделают фигуру более мужественной. Если вы мечтаете почувствовать себя комфортно среди дипломатов — это как раз для вас.
 
Немецкий крой отличается от английского швейной обработкой и методами конструирования. Педантичность немцев сохранит ваш костюм гораздо дольше, мяться и деформироваться он будет меньше, лучше переживет химчистку. Если вы ленитесь каждый раз упаковать костюм в чехол —  это именно ваш вариант деловой одежды.
 
Итальянский крой подойдет мужчинам, желающим выглядеть более стройно. Такие костюмы сильнее приталиваются, но и сильнее стесняют движения, — с комфортом развалиться в любимом кресле вряд ли получится.
 
Американский крой — для любителей свободы движений. В таком костюме вы спокойно поменяете проколотое колесо, но не сможете щегольнуть перед сотрудницами идеальной осанкой, поскольку костюм выглядит слегка мешковато.
 
Фьюжен – комбинация всех вышеописанных вариантов. У кого хорошая фантазия — попробуйте это представить, остальные могут поискать в Интернете костюмы создателя кроя — Ральфа Лорена.
 
Женские костюмы могут быть любого кроя и стиля, если цветовая гамма и фасон не противоречат имиджевой политике компании.
 
Офисная радуга
 
Общепринятые бизнес-цвета костюмов — серый, синий, бежевый. Ограничение на использование зеленого цвета накладывает офисное освещение, при котором зеленоватые цвета могут казаться грязными или сильно менять оттенки в сторону болотных.
 
Черные костюмы выглядят слишком строго, тем более что клиенты могут воспринять такой внешний вид как желание излишне подчеркнуть торжественность момента и пустить пыль в глаза. Для женщин черный костюм вполне допустим, если он слегка оттенен шейным платком или соответствующей блузой.
 
Блондинка в банке
 
Пока сотрудник банка занимается переводом астрономических сумм на вашу карту, рассмотрим оператора. Может ли серьезно относиться к делам человек, который не следит за собой? Грязь под ногтями и неухоженные руки вызовут брезгливость, мятая одежда воспримется с ухмылкой, а запах пота, лука, сигарет (и уж тем более — спиртного) могут довести клиента до просьбы передать дела другому сотруднику. Перхоть превратит даже самый дорогой костюм в неопрятное одеяние, а владельца такого «шедевра от Гуччи» окрестят неряхой.
 
Особое место в правилах финансового дресс-кода занимает запрет на сексуальность. Клиенту вовсе не обязательно отвлекаться от заполнения чековой книжки и рассматривать излишне оголенные плечи кассирши: девушка может быть трижды красавицей, но ошибки в чеках бывают фатальны. Бизнес важнее, поэтому сотрудницам финансовых корпораций желательно избегать декольте, оголенных плеч и прозрачных тканей. На многих фирмах под запрет попадают также короткие рукава блузы или пиджака, босоножки и туфли с открытым носком/пяткой, меховые и кожаные изделия. В офисе любой страны мира женщине запрещается появляться в офисе без колготок даже в летнюю жару. Пускай начальство позаботится о нормальном кондиционировании помещений, и комфорт сотрудниц будет обеспечен.
 
Операторы-девушки, откажитесь от излишне коротких юбок! Классическая длина юбки «до колена» подходит практически любой фигуре. Пара сотен человек не увидят ваши стройные ножки, зато вы произведете впечатление серьезных работников, а это рано или поздно отразится на вашей зарплате. То же самое относится к пирсингу, ярким и длинным ногтям, крупным украшениям, яркому цвету одежды, вызывающему макияжу. Если оператор носит очки, желательно подбирать тонкую оправу и классические формы.
 
Сказочным Василисам и прочим обладательницам длинных волос бизнес диктует свои правила: либо короткая стрижка, либо аккуратно уложенная прическа, — распущенные волосы на многих фирмах разрешены только в дни официальных государственных праздников и крупных праздников компании. На вопрос молоденькой сотрудницы, почему она должна подколоть красивую прическу в скучный «узел», директор по персоналу одного из московских банков ответил четко и ясно: «Станьте сотрудником банка, а не топ-моделью». Такая же участь может постичь блондинок: статистика показывает, что с операторами-брюнетками работают гораздо охотнее, а бухгалтера-блондинку могут даже не взять на работу.
 
Международные стандарты дресс-кода
 
Ultra formal (WT) — Одежда для особо торжественных случаев.
Black Tie (Bt) — Наряды для званого ужина или премьеры в театре.
Semi Formal — Полуофициальный, средний бизнес-стандарт.
Сasual (C) — свободный стиль одежды, требуемый при выезде на природу или встречах вне офиса.
 
 
- что надеть, если вы приглашены на прием к английской королеве?
- в какой одежде лучше выехать на корпоративный пикник?
- какой костюм необходим для посещения Думы?
 
Эти и другие вопросы дресс-кода будут рассмотрены в следующих статьях рубрики.
 
 
 

Также вас может заинтересовать:

Вернуться