Open Space: офисные перегородки vs. арендные ставки

За последние 20 лет – период, который упрощенно можно считать «сроком давности» российской офисной культуры – споров вокруг идеологии Open Space в ее отечественном выражении велось предостаточно. Будучи сравнительно молодой по сравнению с американскими, европейскими и даже азиатскими «коллегами», отечественная офисная история стартовала уже не с нуля, а с учетом зарубежного опыта и наработок. Да, первое время в этой сфере царила полнейшая неразбериха (как, впрочем, и в целом по стране), и гордым термином «офис» с равной уверенностью могли именоваться и подвальный закуток с китайской пыткой постоянно капающей трубы в углу, и квартира на первом этаже сталинки с собственным черным ходом. Но с той же скоростью, с какой было заимствовано более или менее международное понимание того, как должен выглядеть офис, в Россию пришло и осознание сопутствующей ему идеологии. Ведь офис – это нечто большее, чем просто помещение для работы. Это особая организация персонала для повышения его эффективности и соответствие современным принципам взаимоотношений – как внутри коллектива, так и с клиентами. 

Идеи Open Space трудно назвать новинкой: впервые они начали применяться на практике еще в «постдепрессивных» США 30-х гг. Бурный экономический подъем, последовавший за годами небывалого упадка, потребовал от предпринимателей новых умений: быстроты реакции, динамичности, открытости – и все это обязательно подчинялось приоритетному принципу экономии. Вместо привычной, но излишне громоздкой «кабинетно-коридорной» системы, продержавшейся в Советском Союзе аж до логического конца, в обновленных Великой Депрессией Штатах как грибы начали появляться рабочие площади, главным средством зонирования в которых стали легкие офисные перегородки, даже не доходящие до потолка. Такую систему изначально называли «Уолл-стрит» – в память об известной биржевой улице, где открытые пространства использовались с первых дней. Свободная планировка произвела настоящую архитектурную революцию в бизнес-сообществе – и очень скоро нововведение, хотя и с некоторыми «географическими» поправками, прижилось и в Европе, и в быстро развивающейся Азии. 

Прошло почти 100 лет, но бизнес-психологи не перестают спорить о том, что же перевешивает в эффекте Open Space – негатив или позитив? С точки зрения коммерческого директора прямая экономия слишком очевидна, чтобы ее можно было не замечать: по оценкам специалистов, перегородки в офисе вместо капитальных стен помогают на 30% (!) снизить размер необходимой площади для размещения одного и того же числа сотрудников. Если перевести это различие на язык цифр, более понятный экономистам, то получается внушительная сумма. Так, в первом полугодии 2011 года, по данным Colliers International, средневзешенная арендная ставка в бизнес-центрах класса А в Москве составила ок. 700$/кв.м. При арендуемой площади хотя бы в 100 кв.м. (а это почти минимум для современного офиса, позволяющий более-менее комфортно разместить хотя бы 20 сотрудников), ежемесячная экономия, которую принесут офисные перегородки Open Space, составит порядка 20 тысяч долларов! Компании высшего уровня, арендующие площади в центрах класса «премиум» с арендными ставками до 2000$/кв.м. (есть в Москве и такие, например, «Бутик Офис»), сэкономят больше на порядки. 

Таким образом, даже подвергнув сомнению декларируемую идеологами Open Space и продавцами офисных перегородок повышенную эффективность co-working’a в открытом пространстве, мы получаем неоспоримую экономию как минимум на неизбежных издержках в виде арендной платы. А это уже практически 100%-ная гарантия того, что Open Space в ближайшее время будет востребован – хотя бы на нижних уровнях организации офиса.

Также вас может заинтересовать:

Вернуться